Кабинет психолога – это помещение, служащее определенным целям. Его главная цель – оказание психологической помощи детям, родителям, педагогам. Также он является частью развивающей предметной среды, элементом пространства, которое подчиняется закономерностям развивающейся личности человека.
Эффективность функционирования кабинета базируется на соответствующих требованиях организационного обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием. Кабинет располагается на третьем этаже в доступном месте. Пройти к кабинету можно через дополнительную запасную лестницу, что позволяет посетителям избежать лишних контактов и соблюсти конфиденциальность встреч. А при необходимости, рядом располагается зона ожидания приема.
Рядом находится информационный стенд. На входной двери располагается график работы психологической службы, во время консультирования вывешивается предупреждение о соблюдении тишины. Помещение светлое, теплое и легко провариваемое, т.к. имеет два больших окна со шторой светло-зеленого цвета и тюль белого цвета.
Общая площадь кабинета 22 кв. м., имеет источник света: верхний свет – для деловых бесед, консультативной работы. Цвет стен, мебели, пола подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. В кабинете стены белого цвета, на полу линолеум серого цвета. В оформлении методического кабинета сочетаются функциональность, психологический комфорт и эстетическую привлекательность. Пространство кабинета организованно в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога – психолога, поделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
- зона коррекционно-развивающей работы;
- зона консультативной и диагностической работы;
- зона организационно-планирующей деятельности.
Зона коррекционно-развивающей работы.
Разнообразие дидактических игр, методического материала, пособия способствуют повышению психологической комфортности детей, развитию сенсорно - перцептивной деятельности, мыслительные операции (сравнение, обобщение и т.д.), вниманию, памяти, зрительного восприятия, наблюдательности и т.д.
Зона консультативной и диагностической работы
Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей человеку, пришедшему на прием к школьному психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Эта зона работы выделяется в стороне от рабочего стола педагога - психолога, на достаточном расстоянии от него.
Зона индивидуальной коррекционно-развивающей работы
При индивидуальной коррекционно-развивающей работе используются элементы песочной терапии. Это способствует созданию естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность, позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Для песочной терапии используется большой выбор миниатюрных объектов, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда, сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы. Кроме миниатюрных фигур в кабинете находятся: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы ребенок мог создать свой объект, то чего нет в коллекции.
Зона организационно-планирующей деятельности.
Рабочие место оснащено оргтехникой - компьютер, принтер, ксерокс, что позволяет максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т.д.
Кабинет педагога-психолога располагает различными методическими материалами по направлениям.
В копилке диагностического инструментария педагога-психолога находятся материалы по направлениям:
психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению;
- школьная тревожность;
- мотивация учебной деятельности;
- рисуночные проективные тесты;
- изучение психических процессов;
- характерологические особенности детей;
- психологическое сопровождение учителей во время прохождения аттестации;
- профилактика эмоционального выгорания педагогов (компьютерная диагностика)
- другие методики.